Режиссер: Джон Эвнет («88 минут») В ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Карла Гуджино, Джон Легуизамо, Донни Уолберг, Брайан Деннехи, Кертис «50 Cent» Джексон, Олег Тактаров
О фильме: Сюжет повествует о паре ветеранов полиции Нью-Йорка, которые вышли на след серийного убийцы. Оставив за плечами по 30 лет напряженной службы, детективы Дэвид Фиск и Томас Кован, кажется, готовы к заслуженной пенсии. Но, перед тем как сложить свои жетоны на вечное хранение, они берутся за расследование убийства сутенера – у полицейских появляется подозрение, что это убийство связано с одним из нераскрытых дел. Как и у прочих жертв, у сутенера нашли страницу со стихами, оправдывающими убийство. Аналогичные преступления начинают происходить регулярно – копы понимают, что имеют дело с серийным маньяком, взявшимся карать преступников, избежавших законного наказания.
Мировая премьера: 10 сентября 2008 Премьера в России: 18 сентября 2008 DVD-релиз в России: 2 октября 2008
Обретение тандема // Роберт Де Ниро и Аль Пачино в фильме "Право на убийство"
Аль Пачино и Роберт Де Ниро играют двух пожилых детективов в старомодном триллере Джона Эвнета ("Инспектор Гаджет", "Когда мужчина любит женщину"). Старомодный — ключевое слово; в "Праве на убийство" все — от сюжета и подбора актеров до методов раскрутки — либо построено на проверенных временем ходах, либо под них стилизовано.
И Де Ниро, и Пачино успели более чем удачно зарекомендовать себя в качестве героев детективных лент — каждый по многу раз играл и преступников, и полицейских. Правда, самыми знаменитыми для обоих актеров стали именно роли мафиози. Только если в случае с Пачино вопросов не возникает (Майкл Корлеоне из классической трилогии Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец"), то в случае с Де Ниро еще предстоит решить, кто популярнее — гангстер Лапша из "Однажды в Америке" или Пол Витти, стареющий и закомплексованный глава мафиозного клана из "Анализируй это". Не говоря уже о том, что во второй части "Крестного отца" Роберт Де Ниро сыграл молодого дона Вито Корлеоне, отца героя Пачино.
Следующей картиной, в которой они появились вместе, стала "Схватка" режиссера Майкла Манна. Де Ниро сыграл здесь гениального преступника, а Пачино — не менее одаренного полицейского. Правда, назвать игру в "Схватке" полноценным актерским тандемом не получается — в кадре герои появлялись строго по отдельности. Следствием этого даже стали слухи, что на съемочной площадке актеры не пересеклись ни разу.
В "Праве на убийство" все по-настоящему — любимцы публики вновь оказываются по одну сторону баррикад и действуют в паре. Правда, приверженность их героев идеалам закона и правосудия на протяжении фильма будет оставаться под вопросом. Как говорит детектив Дэвид Фиск, герой Роберта Де Ниро, "те, кто идет в полицию, чтобы защищать невиновных, идиоты. В полицию приходят для того, чтобы получить жетон и пистолет".
Фиск и его партнер детектив Томас Коуэн (Пачино) проработали в полиции Нью-Йорка не один десяток лет и постепенно собираются на пенсию. Однако перед отставкой им приходится расследовать убийство известного сутенера, которое, как вскоре выясняется, связано с одним очень давним их делом. Рядом с убитым обнаружен листок с четверостишьем — такие имел привычку оставлять серийный убийца, которого герои, как им казалось, давным-давно упекли за решетку. По мере того как обнаруживаются все новые жертвы, Фиск и Коуэн понимают, что имеют дело с маньяком, который убивает преступников, сумевших так или иначе избежать наказания. Причем почерк убийцы настолько похож на манеру преступника из прошлого, что детективы всерьез задумываются, не посадили ли они много лет назад невиновного.
"Право на убийство" — классический детектив. У орудующего в фильме преступника идеальная клиническая картина — со времен Джека-потрошителя писателей и сценаристов интересовали маньяки, одержимые собственной великой идеей извращенного правосудия. Практически так же идеально выглядят герои — престарелые ищейки, заслуженные, но плохо уживающиеся в стенах родного полицейского департамента. Изначально планировалось использовать немного другой проверенный штамп: пожилой детектив и молодой напарник. Однако, по легенде, Роберт Де Ниро, прочитав сценарий, предложил на вторую роль Аль Пачино, с которым "давно хотел сняться вместе".
Привлечь внимание зрителя к картине был призван запуск одноименной компьютерной игры. Как и многое в картине, детективный квест по мотивам фильма, где игроку нужно искать улики, выглядит как настоящий привет из прошлого.
Выглядят превосходно, дерутся хоть куда и отбивают друг у друга девушек: Аль Пачино и Роберт Де Ниро вновь встретились в фильме «Право на убийство»
Лучшее доказательство того, что «звездная система» Голливуда работает бесперебойно и безошибочно: снимает фильм посредственный режиссер и все-таки публика на него идет. Ведь в главных ролях — звезды. Лучшего актера можно купить огромным гонораром (или пригласить по дружбе), а вот со-брать правильный дуэт или трио — работа посложнее. Составом объясняется феноменальный успех цикла халтурных фильмов о друзьях Оушена. Предсказуемо и внимание к «Праву на убийство» Джона Эвнета (знаете такого? правильно, и незачем), где в главных ролях снялись Роберт Де Ниро и Аль Пачино.
После того как Пачино блистательно дебютировал в «Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы, а Де Ниро был признан символом своего поколения благодаря роли мелкого мерзавца в «Злых улицах» Мартина Скорсезе, в 1974-м артисты встретились в «Крестном отце II» того же Копполы. Каждый сыграл начинающего босса мафии: Де Ниро — Вито Корлеоне в молодости, Пачино — Майкла Корлеоне. Первый, по праву экранного старшинства (хотя в реальности Де Ниро младше Пачино), получил тогда «Оскар», второй — только номинацию. Оба стали не просто знаменитостями, а настоящими иконами американского криминального кино. Пачино — в фильмах «Путь Карлито» и «Лицо со шрамом» у Брайана де Пальмы, Де Ниро — в «Таксисте» и «Бешеном быке» Скорсезе и «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Двадцать с лишним лет спустя Аль и Роберт встретились вновь: на экраны вышла «Схватка» Майкла Манна. А еще через 13 лет — «Право на убийство».
Оба здесь играют копов. Причем напарников. В «Крестном отце II» истории их героев рассказывались параллельно, в «Схватке» они почти не встречались, а тут уже не расстаются. «Они как Леннон и Маккартни», — справедливо замечает кто-то из их коллег, а сами Турок и Рустер вальяжно добавляют, что им уже «120 лет на двоих». Не будем зацикливаться на арифметике (Де Ниро — 65, Пачино — 68): выглядят для своего возраста они превосходно, дерутся хоть куда и запросто отбивают друг у друга девушек, которые им в дочери годятся.
Этого, конечно, для интриги маловато. Эвнет и его сценарист Расселл Гевирц, не стесняясь, смешали все возможные составляющие криминального фильма, взяв за основу сюжет «Семи» Дэвида Финчера. Турку и Рустеру предстоит раскрыть серию убийств. Маньяк по прозвищу Поэт, видимо, считает, что вершит правосудие, ибо все его жертвы — отъявленные негодяи, наркоторговцы и сутенеры. Экран, однако, так плотно занят двумя брендированными физиономиями потертых стариков-разбойников, что места для маньяка элементарно не остается. Уже минут через пятнадцать после начала даже самые недогадливые начинают понимать, что искомый стихотворец — один из двух следователей. Вопрос только кто, но так ли уж это важно? Пока Пачино и Де Ниро развлекают зрителей разговорами, состоящими большей частью из цитат их былых ролей, развязка детектива остается малозначительной деталью.
Вопрос художественной ценности в связи с «Правом на убийство» обсуждать не имеет смысла. Разве что об этике стоило бы вспомнить: в этом фильме обе пожилые звезды вольно или невольно защищают исконное право американца носить оружие и карать виноватых, забыв о букве закона. Базовый тезис «Права на убийство» звучит в исполнении этих двух красавцев веско: «Полицейский значок уважают многие, пистолет уважают все». Не поспоришь.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 35
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет